Техники временнОй прогрессии для "карьерных перекрёстков". Часть 2.

Техники временнОй прогрессии для "карьерных перекрёстков". Часть 2.

Продолжение статьи. Начало здесь.

 

3. Метафора перекрёстка дорог.

Коуч предлагает клиенту оказаться в своём воображении в некоем приятном месте и там выйти на перекрёсток, откуда берут начало несколько дорог по количеству вариантов будущего (плюс «что-то ещё). Под руководством коуча, клиент поочерёдно исследует каждую из этих дорог. Вот как примерно это может быть.

«Какую из этих дорог Вы хотите исследовать первой? Представьте, что Вы начинаете двигаться по ней, время идёт всё быстрее, потом замедляется... Прошло полгода и сейчас июнь 2014 года. Можно обратить внимание на то, что изменилось снаружи и внутри... какие люди вас окружают... какие события произошли за это время в вашей жизни... какие сейчас приходят мысли, чувства, ощущения, идеи... кем вы ощущаете себя... Вам необязательно говорить что-то вслух, достаточно просто запоминать самое важное, что приходит, а неважное может уходить».

Так коуч проводит клиента по дороге до самой дальней точки, куда тот хотел заглянуть, с несколькими промежуточными остановками. Важно пройтись по всем основным модальностям (зрение, слух, ощущения), эмоциям, мыслям и идеям. Клиенту не обязательно что-то говорить вслух: одним клиентам проговаривание помогает, другим наоборот мешает сосредотачиваться на внутренних образах и ощущениях. После путешествия по одной дороге коуч предлагает клиенту вернуться в своём воображении к перекрёстку и начать путь по другой дороге, затем по третьей и так далее, каждый раз возвращаясь на перекрёсток.

4. Завершение, подведение итогов, забота об экологичности и домашнее задание.

Коуч предлагает клиенту мягко и постепенно вернуться из воображаемой реальности в комнату, где проходит сессия, не спешить что-то говорить и какое-то время побыть со своими мыслями и ощущениями. Можно предложить клиенту сформулировать в нескольких словах или фразах самое существенное, что было подмечено на каждой из дорог – собственные наблюдения, ощущения от себя, от взаимодействия с другими людьми, от проектов и их результатов и т.д. – всё, что покажется важным самому клиенту.

Некоторые клиенты могут интересоваться научной обоснованностью такого рода техник. Можно сказать им, что, конечно, речь не идёт о «предвидении будущего». Наш разум опирается на то, какие мы есть, на наш опыт и установки, и совершает вероятностный прогноз, экстраполяцию в будущее. Срабатывает принцип: «если ты будешь оставаться таким, то вероятнее всего произойдёт это», «если ты изменишься, то вероятнее всего произойдёт это» (М.Р. Гинзбург, 2008). 

Несколько слов об экологичности. Рекомендуется договориться с клиентом, что в течение 72 часов после коуч-сессии клиент по возможности не будет принимать никаких серьезных судьбоносных решений. Дополнительно стоит обсудить, какое домашнее задание даст себе клиент на эти 72 часа, в продолжение работы над выбором. На практике встречаются разные варианты заданий, которые клиенты дают себе сами:  сформулировать ключевой вопрос и замечать любые подсказки, которые могут приходить в снах, из песен, фильмов, случайных разговоров; составить список из 7-10 лучших выборов в своей жизни и проанализировать стратегии этих выборов, чтобы определить свою наилучшую стратегию; написать истории своей будущей жизни по числу рассмотренных в упражнении «дорог выбора»; поговорить с 3-5 людьми об их карьерных выборах и соотнести их истории с собственными представлениями о наилучшем выборе и т.д.

 

У коуча тоже есть выбор

«Судьба — это не случайность, а результат выбора. То, что вы готовы принять, когда-нибудь станет вашим». (Катрина Крейн «Сонная лощина»)

Как и любая техника, техника временной прогрессии не даёт «стопроцентной гарантии результата», т.е. что клиент получит результат в точном соответствии со своими представлениями. Реакция может быть любая: от обесценивания («ничего особенного, я об этом и так думал») до восторга («невероятно, чудесно, я теперь точно знаю что делать»). Многое зависит от того, как коуч обоснует упражнение, проведёт его и обсудит результаты с клиентом. Согласно теории общих факторов, самое главное – убеждения специалиста (коуча, консультанта, терапевта, врача) и его способность создать позитивные ожидания от техники у клиента (B. Duncan, S. Miller, B. Wampold, M. Hubble, 2010). Если вы верите в способность клиента использовать управляемое воображение и прогнозировать будущее, если вам комфортно и легко в контексте подобных техник, шансы клиента на успех стремительно возрастают. Здесь у коуча есть выбор: предварительно проверить эффективность данной техники на себе (пройти коуч-сессию у владеющего техникой специалиста) или выбрать другой способ работы с клиентом.

 

Список литературы:

B. Duncan, S. Miller, B. Wampold, M. Hubble  “The Heart and Soul of Change: Delivering What Works in Therapy”, 2010.

Гизбург М.Р., Яковлева Л.Р. «Эриксоновский гипноз: систематический курс». М., 2008.

Дэвид Рок «Мозг. Инструкция по применению: Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок». М., 2013.

Эрминия Ибарра «Обретая Я. Неординарные стратегии, изменяющие карьеру».СПб., 2005.

Поделиться ссылкой в социальных сетях

Облако тэгов