Супервизия в нарративном ключе
Собираю личный опыт, заметки и впечатления о супервизии в разных подходах.
Сегодня была на супервизии в традициях нарративной практики.
* * *
Структура
Все участники, включая супервизора, по кругу высказываются и обозначают свои актуальные темы - личные и профессиональные, имеющие место в работе с клиентами, без описания кейсов-случаев.
Супервизор обозначает основные возможные направления для работы: работа с конкретным кейсом (тогда в центре расспрашивания будет автор ситуации) или обсуждение какой-то из тем (тогда в центре расспрашивания может быть кто-то, кто захочет глубже исследовать тему через вопросы).
Супервизор напоминает, что в процессе расспрашивания могут быть паузы, например, для "хорошего вопроса" (все, кто не включен активно в диалог супервизора и автора кейса, могут озвучить свои вопросы, адресованные автору, но сказать их супервизору, тот же в свою очередь спрашивает у автора кейса, какие вопросы тот готов взять для размышлений, а какие были мимо). Пауза может быть и для того, чтобы супервизор перевёл дух, озвучил свои чувства, мысли, ощущения и/или запросил поддержки у ко-супервизора (если их двое или больше, кто активно расспрашивает автора кейса) или у "свидетелей" (наблюдателей).
Супервизор напоминает про три фокуса исследования: идентичность профессионала, укрепление предпочитаемой идентичности клиента и идентичность отношений терапевт-клиент. В супервизии фокус исследования сужается до двух: профессионал и отношения.
Супервизор напоминает правила: на "ты", конфиденциальность (распространяется и на желание "докопаться" и узнать о развитии ситуации у автора случая за пределами супервизии), выносить случай на супервизию с разрешения клиента.
Супервизор напоминает про структуру т.н. "рефлексивного отклика", которыми свидетели делятся в завершающей части супервзии:
1 - Факты (слова, поза, жесты, действия) автора кейса, которые запомнились в ходе супервизии.
2 - Собственные образы, метафоры, которые появились у свидетеля в ответ на историю автора.
3 - Что мы замечали со слов/действий/реакций автора, что ему/ей важно в этой истории.
4 - Как это резонирует с моим собственным жизненным/профессиональным опытом.
5 - Куда передвинула, переместила меня эта история, если сравнивать себя в начале и в конце супервизии.
Отдельно может быть, например, т.н. отклик из позиции включённого любопытства, помогающий человеку подумать в какую-то новую сторону. [но тут мне уже изнутри процесса показалось, что его легко спутать, грубо говоря, с отсебятиной, и ради безопасности себя, процесса и автора кейса супервизоры склонны такие отклики останавливать, если их не маркировать предупреждением "включённое любопытство!" и соответствующей интонацией]
* * *
Сам процесс строился соответствующим образом:
Выбор случая, путём расспрашивания про отклики на все ранее озвученные темы и кейсы и определение преобладающих предпочтений в группе.
На роль супервизора, расспрашивающего автора кейса, может вызываться кто-то из участников, в таком случае супервизор перемещается на роль свидетеля, но с сохранением активной включённой позиции и возможностью в каждый момент "подстраховать", если на то будет запрос.
Расспрашивание, исследование, в ходе которого берётся несколько пауз.
Рефлексивные отклики по кругу.
Круг благодарностей - как ваш результат связан с теми темами, которые вы заявляли в начале.
* * *
Отдельно мне показалось интересным, что фокус исследования профессионалом себя и процесса протекает в области интеллектуальных, когнитивных конструкций + образов и метафор. Чувства затрагиваются косвенно через интеллектуальный анализ и метафоры, а также когда свидетели делятся собственным личным опытом. Уровень ощущений как таковой не анализируется. Много внимания уделяется личности, взаимоотношениям личности со значимыми другими и с обществом с его "дискурсами" (например, патриархат, феминизм, запрет на выражение тех или иных чувств). Обращение к аспектам телесного, бессознательного, экзистенциального не фигурирует.
* * *
Сам процесс очень бережный. Много внимания уделяется внимательному и буквальному следованию процедуре супервизии шаг за шагом, ради безопасности автора случая. Директивность процедуры обеспечивает недирективность процесса.
* * *
Важно: увиденный мной вариант супервизии - один из множества вариантов. В этом, как и в других подходах, супервизионная работа может строиться по-разному, неизменными остаются лишь правила, обеспечивающие процессу экологичность и безопасность.