Статья: Татьяна Новоселова "Коучинг: пространство творчества и изобилие техник"
Техника «Колесо субличностей»
«Друзья мои, прекрасен наш союз»
Уникальность коучинга как подхода заключается для меня в том, это удивительное пространство для творчества. Никогда не знаешь, с чем будешь иметь дело на сессии, и какой инструмент нужно будет извлечь из «профессионального чемоданчика техник», чтобы помочь клиенту.
Разумеется, здесь у клиентов не должно возникнуть поводов для беспокойства, отнюдь нет. Профессиональный коуч интуитивно (опираясь на знания и опыт) решает, что будет делать, какой наилучший вопрос задать и какую наилучшую технику предложить, чтобы привести клиента к желаемому результату.
Однако, творчество творчеством, но – как известно – любая импровизация должна быть хорошо подготовленной и отрепетированной.
В этой статье я хочу поделиться тем, как на основе известных коучам техник в процессе сессий рождаются новые техники. Я надеюсь, что эта информация окажется полезной для моих коллег, а также подарит порцию вдохновения и решимости для собственных виртуозных экспериментов на необъятном поле техник коучинга.
«Однажды на сессии…», или когда коучу бывает проще изобрести новое, чем выбирать из имеющегося.
Однажды ко мне на сессию пришла клиентка (назову ее Алена) с переживаниями о том, что не знает, как дальше строить свои отношения с любимым мужчиной. Не вдаваясь в подробности, опишу суть: Алена не могла решить, оставаться ли ей в отношениях или прекращать их, как вести себя, что делать. Каждый раз Алене приходили на ум все новые варианты, и каждый вариант противоречил предыдущему. Что-то мучило ее изнутри и не давало прийти к гармоничному решению, которое бы позволило ей быть в ладу с собой. Голос истинных желаний заглушался сбивчивым хором других голосов, твердивших Алене на разный лад самые разные советы.
Как поддержать клиента в такой ситуации?
Как если бы можно было волшебным образом прочитать мысли, которые молниеносно проносятся в голове коуча, стоящего перед выбором техники: «Декартовы координаты? Но клиент не выбирает «или… или», «уходить или оставаться», а хочет найти наилучшую для себя модель поведения. Шкала ресурсного состояния? Может быть полезной, но запрос не на уровне состояния….». Конечно, в действительности коуч не занимается мысленным «перебором» техник, а подводит клиента к заключению контракта.
В описываемой сессии коучу повезло, когда клиентка произнесла: «Вот если бы все эти мои голоса могли договориться друг с другом, а я бы знала, как ими управлять и могла бы, как дирижер, делать их громче или тише, или выключать совсем». Контракт на сессию звучал так: «Найти способы взаимодействия с моими субличностями». Термин «субличности» предложила сама Алена, психолог по образованию, для обозначения своих различных внутренних голосов.
Метафора клиента как основа техники.
Мы с вами видим прекрасную ситуацию, когда клиент сам предлагает метафору («хор голосов»), и коучу остается только сделать технику на основе этой метафоры. В коучинге есть модель «колеса»: она идеально подходит для исследования различных сфер жизни, вариантов решений, для рассмотрения аспектов целого (составляющих отношений, карьеры и др.). Итак, за основу нашей техники берем колесо. Очевидно, что субличности будут располагаться в разных секторах этого колеса.
Структура техники
Каждая субличность обладает своим голосом, собственным монологом. Как помочь клиентке услышать их по-очереди, выделить разные голоса из пестрого хора?
Я попросила Алену сесть поудобнее и вспомнить первое, что приходит в голову по поводу ее ситуации. Мы договорились, что это и будет голос первой субличности. Чтобы проще было диссоциироваться от общего хора голосов и соединиться с субличностью, я предложила Алене дать субличности имя в соответствии с ее основным посланием.
Сразу скажу, голосов мы в итоге выделили восемь, и делали это по-очереди, один голос за другим. Вот примеры субличностей и их посланий:
- Ты должна быть терпеливой и принимать все, что происходит, - говорила Жертва;
- Такова жизнь и тебе не понять высшего смысла происходящего, - твердил Философ-моралист;
- Ты замечательная и достойна самого лучшего в этой жизни, - нашептывала Принцесса.
После того, как Алена услышала и назвала первую субличность, я предложила ей пересесть на другой стул, посмотреть на себя «со стороны», глазами субличности, и озвучить все, что субличность хочет сказать, например (обращаясь к Алене от лица Принцессы): «Дорогая, посмотри на себя! Ты когда улыбалась в последний раз? А флиртовала когда? Лучшие наряды уже нафталином, наверное, пропахли, да? Да ты же красавица! Радуйся жизни, ты достойна самого лучшего!».
В этот момент сама Алена преобразилась, подбоченилась, голос зазвучал по-другому, звонко и игриво, с легкой укоризной, в уголках губ заиграла лукавая улыбка.
Мало, чтобы субличность просто высказала все, что думает. Важно понять, каково ее самое главное послание. Я напомнила Алене о безусловно позитивном намерении, которое мы в коучинге приписываем всему происходящему, и предложила субличности ответить на вопрос: «Каково твое самое главное позитивное послание в адрес Алены?». Субличность Принцесса ответила: «Будь самой прекрасной и достойной своей мечты».
В коучинге важны конкретные действия и первые шаги, делая которые, клиент вносит качественные изменения в свою жизнь. Поэтому я попросила Алену еще раз вернуться к субличности и ответить: «Что конкретно нужно делать, чтобы исполнить это позитивное намерение быть прекрасной и достойной своей мечты?». Субличность Принцесса сказала: «Заботься о себе, о своей внешней и внутренней красоте, ходи на выставки, общайся с интересными людьми».
На этом этапе я попросила Алену поблагодарить субличность Принцессу за советы и вернуться на свой стул, снова «стать собой», подышать и подвигаться, и затем вспомнить, какие еще голоса звучат по поводу Алениной ситуации? Клиентка вспомнила следующий голос, и мы проработали вторую субличность, дальше третью и так до момента, пока все основные голоса не нашли свое место внутри Колеса субличностей, мы услышали их послания, позитивные намерения и советы относительно конкретных действий.
Если говорить об эффекте, который имела данная техника, клиентка отметила порядок, который наступил в ее мыслях, и ощущение спокойствия и гармонии от того, что все субличности в ладу, желают ей только добра, и она может слышать их и удовлетворить их желания, которые, по сути, являются ее собственными желаниями.
Пошаговый алгоритм техники
В заключение, мне хотелось бы представить технику в виде четкого алгоритма, по шагам.
Этап 0.
Выберите с клиентом область для работы.
Спросите клиента: «В какой области Вы хотите ясности, хотите лучше управлять собой, своими мыслями и желаниями?».
Примеры областей:
- Выбор профессии.
- Решение о смене работы.
- Отношения с любимым человеком.
- Решение бросить курить.
Этап 1.
Помогите клиенту услышать голоса разных субличностей.
Предложите клиенту сесть спокойно, ровно и вспомнить, как он недавно обдумывал волнующую его ситуацию. Какие мысли к нему приходили?
Например:
- Ты достоин самого лучшего в этой жизни.
- Ты должен быть терпеливым и принимать все, что приходит.
- Такова жизнь, и все это – уроки, смысл которых тебе не дано понять.
Спросите у клиента, с какой субличности он хочет начать? Выберите любой из голосов, чтобы познакомиться с ним ближе.
Этап 2.
Дать субличности имя.
Задайте клиенту вопрос: «О чем примерно говорит выбранный голос? Какое имя можно было бы дать субличности, которая говорит это?»
Примеры имен субличностей:
- Принцесса / Король
- Жертва
- Философ-моралист
- Заботливая Тетушка / Добрый Дядюшка
- Провокатор
- Работоголик
Нарисуйте на листе бумаги колесо, разделите его на восемь секторов. Запишите имя субличности рядом с одним из секторов колеса.
Этап 3.
Монолог из роли субличности.
Предложите клиенту пересесть туда, где могла бы располагаться субличность. Пусть клиент почувствует себя в роли субличности и позволит себе на время перевоплотиться. Возможно, ему захочется сесть в определенную позу и заговорить «не своим» голосом. Замечательно, это просто говорит о том, что он сумел настроиться на свою субличность.
Предложите клиенту увидеть самого себя «со стороны», глазами этой субличности, и произнести монолог из роли субличности, обращаясь к себе как к собеседнику.
Пример монолога из роли Философа-моралиста:
- Ну сколько можно уже? Хватит иллюзий! Все происходящее имеет высший смысл, но его тебе понять не дано. Сколько можно витать в облаках? Да, такова жизнь. Но пора уже спуститься на землю!
Этап 4.
Позитивное намерение субличности.
Спросите у клиента: «Что хорошего в действительности желает субличность, в чем заключается ее позитивное намерение? Будучи Вашей частью, она может желать Вам только добра. Что субличность хочет напомнить Вам, на что открыть глаза или от чего предостеречь?»
Примеры позитивного намерения разных субличностей:
- Философ-моралист»: «Я просто не хочу, чтобы ты разочаровалась!»
- Принцесса: «Ты должна быть самой прекрасной и достойной своей мечты!»
- Работоголик: «Не растрачивай свою энергию на пустые переживания, концентрируйся на важном!»
Этап 5.
Совет от субличности.
Попросите клиента, все еще оставаясь в роли субличности, дать себе конкретный совет, что нужно делать, чтобы исполнить позитивное намерение?
Например:
- Философ-моралист: «Живи здесь и сейчас!»
- Принцесса: «Заботься о своей красоте внешней и внутренней, занимайся спортом, ходи на выставки…»
- Работоголик: «Планируй свой день, занимай свое время конкретными действиями и не оставляй места для переживаний»
Этап 6.
Возвращение в себя и благодарность в адрес субличности.
Предложите клиенту вернуться на свое первоначальное место. Пусть клиента подвигается, встряхнется, если есть желание, как бы «снимая» с себя роль субличности. Можно произнести вслух: «Я не… (имя субличности), я – (имя клиента)». Хорошо, чтобы клиент поблагодарил субличность за позитивное намерение и те ценные советы, которые она ему дала.
Этап 7.
Запишите полученный от субличности совет.
Коуч записывает основные послания субличности, ее позитивное намерение и советы.
Что дальше?
Далее этапы с 1 по 7 могут повторяться несколько раз.
Количество субличностей может быть разным – от 3-4 до 8-10.
Спрашивайте клиента: «Есть ли какие-то еще мысли или внутренние голоса, которые говорят что-то принципиально другое по поводу ситуации?».
Колесо субличностей составлено. Что потом?
Итак, клиент вспомнил все голоса, определил свои субличности, выслушали их монологи, узнали их позитивное намерение, получили и записали их советы.
Что потом?
Примеры домашних заданий:
- Нарисовать круг субличностей, красочно оформить, записать советы и начать их выполнять. Результатами поделиться с коучем.
- Начать использовать алгоритм общения с субличностями в обычной жизни: 1) Заметить субличность (услышать ее голос), 2) Обратиться к ней по имени, 3) Признать, что ее голос важен, а ее намерение позитивно, 4) Поблагодарить субличность, 5) Пообещать, что выполните то позитивное, о чем просит субличность.
Послесловие
Хороший результат от применения техники – это умение клиента быстро договариваться с субличностями, то есть с самим собой. Когда все внутренние голоса в ладу – это и есть очередной важный шаг к обретению целостности. Хочется пожелать всем исцеляющих и эффективных коуч-сессий! А если в процессе работы вы откроете новые способы применения хорошо известного «колеса», поделитесь своими находками с коллегами.
(Спасибо Анне Колодной за базовую идею техники.)