Статья: Татьяна Новоселова "Управляем своими эмоциями: жизнь на дремлющем вулкане"

Статья: Татьяна Новоселова "Управляем своими эмоциями: жизнь на дремлющем вулкане"

Каждая эмоция – настоящий «коктейль» из гормонов, однако разуму вполне по силам брать контроль над телом и эмоциями. На карте исследования эмоций есть много маршрутов: следуя им, можно лучше узнать природу собственных эмоций и ключи к управлению ими.

Страсти! Это ветры, надувающие паруса корабля, они его иногда топят, но без них он не может плавать.
Франсуа Вольтер

Мы не несем ответственности за свои эмоции, но несем ответственность за то, что делаем, испытывая эмоции.
Хорхе Букай

Помните из курса по анатомии, как устроен наш мозг и где «хранятся» в нем эмоции?
Самая древняя структура нашего головного мозга – ретикулярный (рептильный) мозг, ему более 100 млн. лет, он был еще у первых пресмыкающихся, и есть у нас. Рептильный мозг отвечает за инстинкты, и то, например, как мы реагируем на стресс – убегаем, нападаем или впадаем в ступор – определяется, прежде всего, этим маленьким увеличением на стволе мозга выше позвоночного столба.

Рептильный мозг сверху обнимает, словно перчаткой, эмоциональный мозг (лимб, мозг млекопитающих), которому более 50 млн. лет.

Над рептильным  и эмоциональным мозгом располагается кора больших полушарий, которая очень молода – всего два-два с половиной миллиона лет. Как если бы весь год, почти 360 дней шел дождь, и последнюю неделю выглянуло солнце.

Каждая эмоция и связанные с ней переживания – это целый «коктейль» из гормонов, которые попадают к нам в кровь: адреналин, эндорфин, дофамин и др. Это влияние трудно контролировать, недаром в разговорах об эмоциях много сравнений со стихиями: они «вырываются наружу», «бушуют», мы «подавляем» их и «пытаемся контролировать», им сложно «противостоять», мы говорим об «океане эмоций» и «бурях страстей».

Оставим анатомию и химию мозга ученым, и посмотрим на управление эмоциями с практической точки зрения.

Эмоциями можно не только зарядиться (испытать вдохновение, воодушевление, радость или драйв), ими можно «заразить» или «заразиться»: существует явление «эмоционального заражения», когда эмоции (в первую очередь, негативные) распространяются от человека к человеку. Знаете, как бывает, когда заходишь в комнату, где уже есть люди, и «спинным мозгом чувствуете», какая напряженная обстановка? Или порой поговоришь с человеком на повышенных тонах, сам стараешься не «закипеть», а в конце остаются раздражение и усталость. Это малая толика примеров эмоционального заражения. Конечно, положительные эмоции тоже передаются, но влияние отрицательных заметнее и сильнее, так задумано природой ради нашего выживания: в стае сигнал об опасности предупреждал каждого ее члена «Беги, спасайся!». Получается, один из практических аспектов управления эмоциями: как быть хозяином своего настроения и меньше поддаваться чужому влиянию.

Связь психики и тела, психососоматика – еще один «повод» внимательно относиться к своим эмоциями.

Опытные физиогномисты читают характер по лицу благодаря эмоциям, которые человек чаще всего испытывает в жизни: оптимизм, гневливость, раздражительность, спокойствие – все они оставляют свой уникальный рисунок на внешности, который остается только разглядеть и интерпретировать.

Непрожитые эмоции копятся в теле, застывают в виде мышечных зажимов, могут приводить к снижению иммунитета и развитию так называемых «психосоматических заболеваний».

На карте исследования эмоций есть много маршрутов: следуя им, можно лучше узнать природу собственных эмоций и ключи к управлению ими.

Инструмент - 1. Разотождествление. 

Что происходит, когда возникает сильная эмоция, например, гнев или печаль? Появляется ощущение, словно все наше существо охвачено ею целиком. Говоря об испытываемой эмоции, мы формулируем это как «Я в гневе» или «Я опечален», и считаем эти формулировки нормальными. Попробуйте просто начать говорить вместо «Я…» - «У меня…», например, «У меня чувство радости», «У меня раздражение», «У меня грусть». Эмоции уходят, а вы остаетесь, живой, целостный, способный оценивать происходящее и иметь нужную долю власти над эмоциями.

Инструмент - 2. Размотать клубок.

Бывает, что – не успел оглянуться – настроение испортилось. Еще минуту назад было одно, а сейчас – другое. Было легко и радостно, а сейчас что-то тягостное. Откуда это? Проведите небольшое «расследование». Начните «отматывать» назад мысли и события прошедших получаса-часа-двух. Сделать это намного проще, чем кажется. Вы, скорее всего, обнаружите мысль или событие, которые случились, успели забыться, но омрачили вам настроение.

Инструмент - 3. Петля обратной связи.

Американские ученые проводили эксперимент: они давали двум группам студентов слушать смешные истории и сравнивали реакцию. Первая группа просто слушала истории, а во второй группе студентам нужно было зажимать в зубах карандаши, при этом губы сами растягивались в улыбку. Как вы думаете, в какой группе истории показались смешнее? Во второй, и это еще раз иллюстрирует закон Джеймса-Ланге: «Не только внутренне состояние индивида влияет на его поведение, но и наоборот. Люди печалятся, потому что плачут, и веселятся, потому что смеются». Советы начинать день с улыбки отнюдь не лишены здравого смысла: так вы настраиваете себя на позитив, и запускаете «правильную химию» в вашем мозге и теле.

Инструмент - 4. Выплеснуть наружу.

Эмоция стремится быть выраженной через нас или застывает в теле, в мышцах, в навязчивых мыслях и образах. Лучшее, что можно сделать с эмоцией, особенно с негативной,  это выплеснуть ее наружу. Желание что-то разбить, хлопнуть дверью, закричать – это, прежде всего инстинктивное желание «выпустить пар», но даже такая возможность есть не всегда. Эмоции копятся, и важно давать им выход.

Если вас никто не видит, или если вы выделили для этого специальное место и время, вы можете посвятить это время своего рода «динамической медитации». Прочувствуйте эмоцию, соприкоснитесь с ней, проживите ее максимально полно, выразите это в спонтанном танце, спонтанном говорении. Прочувствуйте ощущение спокойствия и очищения, которое последует вслед за высвобождением эмоций и связанного с ними напряжения. Можно найти пустынное место и покричать, или включить в машине музыку на «полную катушку» и петь во весь голос. Можно сходить на тренинг по аутентичному движению, или в зале побить грушу. Главное, чтобы эмоции нашли свой выход.

Инструмент - 5.  Заявить о своих чувствах.

Чрезвычайно полезно бывает просто признаться себе и окружающим в своих эмоциях, не боясь быть раскритикованными или неправильно понятыми. В наши дни на тренингах учат так называемым «Я-высказываниям» и «вербализации эмоций»: «У меня есть беспокойство и раздражение по поводу сегодняшней ситуации, как мы можем договориться, чтобы инциденты больше не повторялись?...»  Назвать эмоцию – совладать с ней, отделить ее от своего Я, снизить градус переживания.

Инструмент - 6.  Делать себе подарки.

Как часто в течение дня вы соприкасаетесь с тем, что вас действительно радует и вызывает положительные эмоции? Проведите небольшой эксперимент, как это сделал главный герой книги Эрленда Лу «Наивно. Супер». Составьте два списка: «что меня радовало в детстве» и «что меня радует сейчас». Пусть в оба списка войдут вещи, действия и события, которые вы любили, которые нравились вам, дарили удовольствие и восторг – тогда, в детстве, и сейчас. Это будут два разных списка, хотя какие-то вещи могут повторяться (может быть, спать по утрам или ходить в кино). Возвращайтесь к этим спискам, дополняйте их. Постарайтесь, чтобы каждый день в вашей жизни присутствовало что-то, что вас по-настоящему радует.

 

Бертольду Брехту принадлежит афоризм: «Живут не для того, чтобы испытывать эмоции, а живут и испытывают эмоции». Жизнь без эмоций невозможна: они индикатор нашего внутреннего состояния и состояния людей вокруг нас. Сила эмоций может быть разрушительной или творческой, созидательной, - все в руках человека!

Поделиться ссылкой в социальных сетях

Облако тэгов