Установление доверительных отношений с клиентом. 3-я компетенция коуча ICF

Установление доверительных отношений с клиентом. 3-я компетенция коуча ICF

Российское представительство Международной Федерации Коучинга с 9 сентября 2013г. открыло Цикл мастерских.
Главная цель мастерских - повышение профессионализма коучей. 
Каждый понедельник с 19:00 до 22:00 Мск проходят очные встречи, плюс интернет-трансляция. Мастерские проводят опытные коучи, члены ICF.
Приглашаем коучей, кто еще учится или уже практикует, а также всех, кто интересуется коучингом с профессиональной точки зрения. Все подробности на сайте icfrussia.ru, раздел "Мероприятия" / "Компетенции профессионального коуча ICF".

1. ЧТО ТАКОЕ "УСТАНОВЛЕНИЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ"?

Компетенция №3 профессионального коуча ICF "Установление доверительных отношений с клиентом" - это умение создать обстановку безопасности и поддержки, обеспечивающую постоянное взаимное уважение и доверие. 

Что делает коуч (и по каким действиям вы можете его оценить):

  1. Выказывает истинную заботу о благополучии и будущем клиента.

Коуч обсуждает цели, задачи, ожидания клиента и оптимальные способы их достижения в формате коучинга. 

  1. Постоянно демонстрирует свою собственную целостность, честность и искренность. 

Это значит, например, что коуч прямо говорит, если слышит определенные противоречия в том, что говорит клиент; коуч дает понять, если ему что-то вызывает у него эмоциональный отклик и так далее. Именно такая обратная связь делает общение между коучем и клиентом живой и развивающей. Следуя известной метафоре, что "коуч - это зеркало", мы можем добавить, что это ровное зеркало с хорошей отражающей поверхностью:) 

  1. Заключает ясные соглашения и выполняет обещания.

Коуч устанавливает ясные правила работы и обсуждает их с клиентом

  1. Демонстрирует уважение к восприятию клиента, его стилю обучения и к личности клиента.

Коуч выясняет, что помогает клиенту ставить цели, учиться новому, ощущать мотивацию и продвигаться? 

  1. Обеспечивает постоянную поддержку и поддерживает новые модели поведения и действия, включая те из них, что касаются принятия риска и боязни неудачи. 

Бывает, что результатов "почти" нет, их видно не сразу, и нужно уметь ценить любой прогресс, каждый шаг к цели имеет значение. Коуч помогает клиенту не обесценивать собственные результаты. Коуч помогает планировать в "зоне ближайшего развития" - когда есть вызов, но и принять его по силам. 

  1. Спрашивает разрешения клиента на проведение коучинга в новых, еще непривычных для клиента областях.

Могу я спросить вас про...? Здесь мы выходим на область N, насколько комфортно для вас это обсуждать сейчас? Я хотела бы предложить вам такой-то процесс (рассказываю), что вы на это скажете? Если нужно, в любой момент вы сможете сказать "стоп". Это примеры, как коуч может проявлять внимание и заботу о комфорте клиента. 

2. ЕСЛИ ВЫ КЛИЕНТ КОУЧА, ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЭТА ИНФОРМАЦИЯ ПРО ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ?

  1. Доверие складывается из наших эмоциональных реакций и логических построений по поводу другого человека. Захочу ли я его слушать, воспринимать, обсуждать с ним свои вопросы? Если есть доверие коучу и процессу коучинга, часть нашего мозга, заведующая эмоциями, "дает зеленый свет" нашему процессу обучения. Если же доверия нет, это блокирует наше желание видеть, слышать и вообще каким-либо образом воспринимать другого человека. Если исходить из того, что коучинг - инструмент познания себя, самообучения и достижения новых результатов, а коуч - "зеркало", помогающее нам отследить и скорректировать свои реакции, планы и действия, то... зеркалу нужно верить и принимать свое отражение. 
  2. Присматриваться друг к другу до начала работы - это нормально, и когда работа уже началась - тоже. Если вам что-то не нравится, смущает, раздражает - говорите об этом. Коучи очень наблюдательны, но не читают мысли. 
  3. Всегда можно остановить упражнение, не отвечать на некомфортный вопрос и так далее. С другой стороны, изменения чаще находятся вне зоны нашего комфорта, и полностью игнорировать любые предложения коуча - крайность. Как говорится, зачем платить временем и деньгами за то, чтобы доказать коучу, что вы ему не по зубам?

3. КОЕ-ЧТО ДЛЯ ДОВЕРИЯ НЕ ТОЛЬКО К КОУЧУ, НО И К СЕБЕ И СВОЕЙ ЦЕЛИ 

В формировании доверия есть два аспекта - внешний и внутренний, формальный и неформальный. Внешний, формальный - все, что касается правил взаимодействия коуча и клиента, эти правила прописаны в контракте. Внутренний, неформальный аспект доверия - это собственно то, чем реальные живые люди наполняют свое взаимодействие. Здесь внимание, интерес, включенность, мотивация, энергия, вдохновение... все, что необходимо для движения к цели. 

Помимо доверия к коучу есть еще не менее важный аспект - доверие к себе, к собственной готовности поставить цель и достичь ее.  

Только накануне мастерской по компетенциям я писала про эмоциональную "качалку", и вот на мастерской нам подарили инструмент для повышения самомотивации и готовности действовать. Упражнение называется "Растяжка целей", авторство принадлежит Европейскому Центру Бизнес-коучинга. 

Как сделать "растяжку целей" (коротко, по шагам)

  1. Что я хочу? Формулирую свою цель по SMART.
  2. Что для меня будет хорошим результатом? Как я пойму, что достиг этот результат? Как я это увижу / оценю / почувствую в теле? 
  3. А теперь... растяжка вниз! Что для меня будет полным провалом в этой цели? Как я пойму, что это провал / увижу / оценю / почувствую в теле? 
  4. А теперь... растяжка вверх! Что для меня будет настоящим подвигом в желаемом результате? Как я пойму, что это подвиг / увижу / оценю / почувствую в теле? 

Дальше можно спросить себя: на сколько я сейчас оцениваю свою близость к желаемому результату, от 1 до 10? На сколько хочу продвинуться на сессии (если работаю сейчас с коучем) или в течение дня/недели/месяца (в зависимости от дальности планирования), и что может быть моим самым первым шагом. 

Подумать о вариантах "провала" и "запасного аэродрома" не менее важно, чем об успехе. В работе с коучем это помогает больше раскрыться и способствует доверию. А еще бывает, что размышления о провале запускают реакцию "Да ни за что! Кто, я?! Да я способен на большее". 

До встреч на мастерских, коуч-сессиях, тренингах и просто на страницах сайта:)
Продолжение следует.

Смотрите так же:
"Коучинговое соглашение. 2-я компетенция профессионального коуча ICF"

 

 

Поделиться ссылкой в социальных сетях

Облако тэгов