Впечатления о выставке Пауля Клее
Мне понравилось на выставке Пауля Клее.
Первая же репродукция, даже не картина, напомнила простую мысль: для художника его творчество - способ изучения и познания мира, так же как для писателя это будет слово, а для танцора движение. Иначе что еще может заставить рисовать постоянно, неугомонно, изо дня в день, как будто глаз, и рука, и кисть это такой канал, через который поддерживается связь с жизнью. Вот так немного пафосно на словах, а в ощущениях было просто и ясно, когда я посмотрела на "Сцену в саду".
"...Искусство не изображает видимое, но делает его видимым" (П.Клее).
Клее собрал около 60 листов гербария, и на примере прожилок, задающих конструкцию листьев, объяснял студентам в Баухаузе, как возникает художественная форма.
Он интересовался физикой, "у человека есть врожденное чувство вертикали", это перекликнулось у меня с телесным коучингом (вертикаль, опора и дыхание как основы ощущения безопасности, хотя Клее тут про другое).
Больше других меня покорили его эксперименты с цветом, плод путешествия в Тунис.
Клее с одной стороны сознательно искал и ставил себе задачи, а с другой, надо не держать в голове конечный результат, а доверять в процессе тому, что творит рука. Жизненно как.
Смотреть же, как один период в творчестве художника сменяет другой - это чуть ли не лучшая "терапия" и метафора того, что изменения это часть творческого пути ("запомнить и выбить в камне"!).