"Это не я!", или с чем работает коучинг
Оценка 360 показала... Обратная связь от генерального... Индивидуальный план развития содержит области для роста...
Человек слышит это в свой адрес и в большинстве случаев начинает думать, что с ним что-то не так. Само по себе "что-то не так" - очень продуктивное состояние. Подчиненные недостаточно самостоятельны, я недостаточно уверен в себе и своих аргументах на собрании, клиенты недостаточно удовлетворены. Конечно, когда-нибудь надо остановиться - всех и навсегда не удовлетворишь. Но некоторое "недо" толкает нас на усовершенствования себя и системы, в которую мы включены.
Вернемся к началу. Мне сказали, что нужен коучинг. Со мной что-то не так. Окей, не со мной - с моими компетенциями. Я в принципе даже с этим согласен и готов работать. С другой стороны, я же стараюсь! Делаю, что могу. Прислушиваюсь к обратной связи. Может быть, я чего-то о себе не понимаю? Доктор Коуч, скажите, как мне быть.
И тут мы можем просто взять видео-камеру, сделать запись (на коуч-сессии или в промежутке, во время реальной встречи, что еще лучше) и вместе её проанализировать.
Когда мы видим себя со стороны, происходит сравнение между внутренним Я и, уловно говоря, Я-экранным. Я-экранное - это не совсем Я, это что-то среднее между тем, как видят меня другие и тем, каким я думал, что являюсь. Звучит немного запутанно, но на деле дает впечатляющий эффект. Часто двух-трёх таких записей с разбором бывает достаточно, чтобы запустить в человеке процессы самоизменений. Если добавить к этому рекомендации по голосу, речи, управлению состоянием и конкретные приёмы под ситуацию - изменения ещё заметнее.
Принципиальный момент. Человек больше не сравнивает внутреннее Я с внешними оценками, что естественным образом вызывает желание защитить себя. Он сравнивает внутреннее Я, о котором знает и рассказывает себе сам, с тем Я, которое показывает ему видео-камера. И его внутренний протест "Это не я! Я не такой!" уже направлен не на защиту от окружающих, а на то, чтобы преодолеть несоответствие между тем, что он(-а) видит и слышит и тем, как это должно быть.
Все знают случаи, когда люди, увидев или услышав себя стороны, начинают худеть, улучшать осанку, работать с голосом и избавляться от "слов-паразитов". Точно также они вдруг могут осознать, откуда у окружающих мнение об их "равнодушии", "невовлеченности", "резкости", "неумении слушать" и т.д. Появляется возможности прямо взять и посчтитать, сколько раз я перебиваю других, отвожу взгляд, хмурюсь, повышаю голос и т.д. То есть сначала я кричу "это не могу быть я!". Потом принимаю реальность "ну да, всё-таки это я, кто же ещё". Затем разбираюсь, какие эмоции и ощущения у меня вызывает увиденное (мне хочется убежать, мне стыдно, я злюсь и т.д.). Следом - анализ, что делает этот человек на экране, что хочется начать с ним спорить, спрятаться от него под стол или треснуть его хорошенько, вместо того, чтобы согласиться и радостно пойти выполнять его поручения.
У человека в голове могут быть представления о значимых различиях между тем, как ведет себя гибкий и сильный (в психологическом смысле ) руководитель и собственным поведением. Благодаря такому простому бесхитростному упражнению, как увидеть себя со стороны, эти значимые различия становятся как бы "вынесенными вовне", человек их видит, слышит, испытывает по их поводу эмоции, больше не может отрицать, и его психика начинает активную работу по "дотягиванию до идеала".
Всё эффективное просто, как всегда.